Одной из главных российских проблем последнего десятилетия является усиление социально-экономической дифференциации в стране, обусловленной нарастающей депрессивностью территорий, расположенных за пределами крупных городских агломераций. При этом замедление темпов социально-экономического развития характерно не только для сельских населенных пунктов, но и для малых и средних городов. Вместе с тем они играют ключевую роль в развитии прилегающих к ним территорий, поскольку именно в городах концентрируются экономические, финансовые и административные ресурсы.
В условиях поляризации социально-экономического пространства России малые и средние города оказались гораздо ближе к сельским территориям, нежели к крупным городам. Они так же теряют население, для них так же, как и для сельской местности, актуальны проблемы жилищно-коммунального хозяйства и развития социальной инфраструктуры. Вместе с тем большая часть малых и средних городов еще не утратила свой потенциал, который можно задействовать в целях не только развития самого города, но и диверсификации сельской экономики.
В настоящее время создание благоприятных условий для комфортного проживания населения малых и средних городов и прилегающих к ним сельских территорий, безусловно, является одной из главных задач, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти. При грамотном управленческом подходе малые и средние города способны стать опорными точками и драйверами роста для развития сельской экономики.
На основе межмуниципального сотрудничества с малыми и средними городами может осуществляться переход к диверсифицированной модели сельской экономики как путем расширения сельскохозяйственной специализации, так и за счет развития несельскохозяйственных отраслей. Одним из перспективных направлений взаимодействия малых и средних городов и прилегающих сельских территорий может являться развитие культурно-познавательного, событийного, усадебного, сельского, паломнического и других видов туризма.
Полученные результаты могут быть использованы в работе федеральных, региональных и муниципальных органов власти при совершенствовании социально-экономической политики в отношении развития малых и средних городов, а также в вопросах диверсификации экономики сельских территорий.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-2019.2020.6 «Управление комплексным социально-экономическим развитием северных сельских территорий в контексте реализации государственной политики регионального развития».